ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА «ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ» В 2010-2012 ГГ

Рынок в РФ до сих пор остается рынком наличных. Так, по итогам 2012 года почти 94% розничных трансакций в РФ осуществлялись с помощью наличных.

В 2012 году наибольшую долю в объеме безналичных розничных платежей составили безналичные розничные платежи с использованием платежных карт, которые по объему впервые опередили переводы физических лиц без открытия банковского счета.

 

Совокупная доля розничных платежей за товары и услуги с использованием платежных карт, сети Интернет и мобильных телефонов, переводов физических лиц без открытия банковского счета (сиречь – безналичных розничных платежей) в розничном товарообороте в 2012 году составила 24%, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 4 процентных пункта.

Рынок РФ находится на стадии явного подъема, который, впрочем, обеспечен, в основном, количественными показателями. Качественных (улучшение сервисов, внедрение новых технологий и т. п.) значительно меньше.

Хотя число платежных карт в России быстро растет, оплата товаров и услуг безналичным способом развивается сравнительно медленными темпами.

Развитие банковской системы происходит неравномерно. Почти 2/3 выпущенных банковских карт (и 2/3 электронных терминалов, установленных в торговых организациях) сосредоточено в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах.

Интернет-банкинг — как технология удаленного доступа к счету — перестал быть привилегией столиц и городов-«миллионников». При этом массовой миграции на мобильные банковские приложения в 2012 году не наблюдалось.

К Интернет-банкингу в 2012 году было подключено 28 млн счетов, при этом объем операций по ним составил 746 млрд рублей. По итогам 2012 года более к услугам мобильного банкинга было подключено 25,6 млн счетов. При этом объем платежей посредством мобильного банкинга составил около 4 млрд. рублей.

Интернет-банкингом, таким образом, было охвачено примерно 19,5% населения России, а мобильным банкингом — порядка 17,9% жителей РФ. Однако через Интернет-банкинг прошло платежей почти в 190 раз больше, чем через мобильный банкинг.

Со вступлением в силу 161- ФЗ («О национальной платежной системе») интерес банков к электронным кошелькам значительно вырос.

«Электронный кошелек» (или Интернет-кошелек) лежит в основе электронных платежных систем (ЭПС). «Электронный кошелек» легко завести (онлайн регистрация за одну минуту); им удобно пользоваться.

Интерес банков к развитию ЭПС растет, но он связан, главным образом, с задачами развития платежных интерфейсов и дистанционных способов обслуживания физлиц. Кроме того, Интернет-кошельки — в силу простоты и быстроты регистрации — рассматриваются отечественными банкирами как канал привлечения новых клиентов.

Перечень операторов электронных денежных средств, по данным на август 2013 года, насчитывает более 70 организаций — в основном, банков. Между тем, собственные электронные платежные системы (Интернет-кошельки) развивают лишь несколько банков. В их числе — «Русский Стандарт», «Банк «Санкт-Петербург»», ПСКБ, «Океан Банк».

На рынке ЭПС существуют барьеры для входа (минимальный УК НКО - 20 млн рублей), что будет сдерживать новых игроков и, в первую очередь, стартапы, для экспансии в этот сектор.

В полной версии отчета по Российскому рынку дистанционных финансовых услуг для физических лиц 2010-2013 гг. отражены объем, динамика, структура сектора — как по клиентам, так и по доходам, а также прогноз развития рынка.