Процесс поддержания фирмы в рамках конкурентоспособности не возможен без постоянной оценки места фирмы, определённой ниши, занимаемой ею в данном сегменте рынка среди фирм - конкурентов.
Современная экономическая ситуация требует постоянного сравнения компании с компанией – конкурентом, изучения лучшего в практике противника. Один из ведущих методов изучения рынка – конкурентная разведка, или бенчмаркинг.
Бенчмаркинг – сравнительный анализ образцовых показателей, перенятие примера эффективной работы компании. За эталон выбирается компания, достигшая наибольших высот в данной сфере.
Так, например, в отрасли связи часто применяется такой тип бенчмаркинга как «незавершенная покупка», который является одним из наиболее эффективных способов с точки зрения скорости получения и полноты результата.
«Незавершенная покупка» может преследовать сразу несколько целей, - начиная с понимания или оценки тарифов конкурентов, уточнения стоимости редкой услуги и заканчивая бенчмаркингом работы с возражениями сотрудниками фирмы-конкурента.
Некоторые цели конкурентной разведки и их особенности
Основные задачи
|
Способы выполнения
|
Разведка системы контроля и регулирования штата конкурента
|
Общение с бывшими сотрудниками фирмы с целью получения сведений об управлении персоналом: системе оплаты труда, организации управления и кадровой политики
|
Изучение интересующих рынков
|
Получение готовых результатов исследования от представителей конкурирующей компании, находящихся в поиске работы
|
Разведка намерений конкурента
|
Сбор и анализ информации с различных информационных ресурсов (общение с потребителями, изучение информационного агентства компании)
|
Технологическая разведка
|
Получение информации о технологии интересующего технологического процесса конкурирующей фирмы, путем подключения к вопросу специалистов
|
Создание банка консультантов
|
Налаживание отношений со специалистами, которые проходят через вашу службу управления персоналом. Поддержание связи с людьми, не нанятыми на работу и приглашение их в качестве консультантов
|
Специфические задачи
|
Требуют индивидуального подхода
|
Методы конкурентной разведки основываются на законности в отличии от промышленного шпионажа
Есть несколько методов разведки, которые подпадают под уголовно-правовой запрет и нарушают статьи УК РФ:
— подкуп лиц, способных передать документацию по интересующей тематике либо образцы продукции (ст. 204 «Коммерческий подкуп», ст. 291 «Дача взятки» УК РФ);
— шантаж этих же лиц (ст. 163 «Вымогательство» УК РФ);
— несанкционированное получение информации при помощи электронных устройств или технических средств снятия информации — ч. 2 ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» УК РФ, возможно также ч. 1 ст. 183 УК РФ (собирание сведений, составляющих коммерческую тайну);
— прослушивание деловых и личных телефонных и иных переговоров руководителей компании-конкурента, осуществление наружного наблюдения за ними — ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений);
— внедрение или вербовка агента для содействия в получении секретной либо компрометирующей ее информации — ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну» УК РФ);
— хищение документов или продукции конкурента — ст. 158 «Кража» либо ч. 1 ст. 325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия);
— тайное проникновение на объект конкурента с целью изучения обстановки — ч. 1 ст. 330 «Самоуправство»;
— диверсия — временный или постоянный вывод из строя образцов продукции, людей или предприятий конкурента, — ст. 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ, ст. 111, 112 или 115 (умышленное причинение, соответственно, тяжкого, средней тяжести либо легкого время здоровью). Ст. 281 «Диверсия», если имело место хищение — ч. 2. ст. 158 УК РФ (кража, совершенная с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище).
ИАА «Рустелеком» использует только законные методы получения информации.