Projects
ДЕЛОВОЙ ПЕТЕРБУРГ. АНТИРЕЙТИНГ: ОТ ЧЕГО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
Авторская колонка генерального директора агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина в газете "Деловой Петербург" № 063 (4472) от 19.04.2016 г.
В России хоронят фиксированную телефонию. Сейчас количество городских телефонных номеров в стране сокращается примерно на 2 млн в год. В Петербурге — ориентировочно на 100 тыс. в год. Люди отказываются от проводной связи.
Ежегодно падают объемы междугородных и международных переговоров по фиксированным линиям. Если поначалу они замещались звонками по мобильному, то сейчас в это дело активно включены мессенджеры.
Есть также тенденция отказа пользователей от радиоточек. Ведь, по сути, это пустая услуга: пользуются радиоточками немногие, а платят за них почти все, так как процедура отключения довольно муторная. Тем не менее каждый год в Петербурге радиоточек становится меньше примерно на 20 тыс. Надо учитывать, что это так называемый чистый отток. Ведь новое жилье вводится в эксплуатацию с радиоточками. Многие люди, кстати, сразу же замуровывают их во время первого ремонта. А реальное количество отказов — больше 20 тыс.
Так идет второй кризисный год. Люди охотно вычеркивают из бюджета то, что считают лишним. Все наши рыночные тенденции, кроме того, что связано с радиоточками, применимы и к западному рынку. А что сейчас за рубежом наблюдается — это сокращение объема пользования услугами платного ТВ. Того самого платного ТВ, на которое ставили телеком–операторы, называя его драйвером роста.
Недавно (апрель 2016 г.) исследовательская компания "Директ ИНФО" провела интернет–опрос. Людей спрашивали, какую телеком–услугу они считают самой бесполезной. Почти четвертая часть назвала услугу платного ТВ. Во–первых, она становится дорогой. Во–вторых, многие операторы в регионах, сократив затраты, ухудшили качество услуги. Не получается в телеком–бизнесе обойтись без вложений в техподдержку, модернизацию каналов. В–третьих, есть альтернативные услуги — онлайн–ТВ, ОТТ–сервисы, в конце концов — эфирное цифровое ТВ.
Мы в компании "Рустелеком" сами опросили руководителей телекоммуникационных компаний, предлагающих услуги платного ТВ, о положении дел. Они неофициально подтвердили ниспадающий тренд. Люди ставят антенны вместо платного ТВ. И, надо сказать, это довольно быстро окупается. Другие смотрят ТВ через Интернет.
Согласно опросу "Директ ИНФО", на втором месте этого рейтинга отказов — фиксированная междугородная связь, на третьем — фиксированная городская связь. А вот четвертое место разделили эсэмэски и фиксированный Интернет. Да, сегодня люди скорее откажутся от фиксированного Интернета, чем от мобильного.
Очевидно, что сейчас время сокращения расходов, где в корзину идут пустые или некачественные услуги. Потребитель морально к этому созрел. Плюс операторы подталкивают абонентов к отказу, повышая тарифы, в частности, на платное ТВ. То есть драйвером этого рынка становится не рост абонентской базы, а рост тарифов.
Надо заметить, что в Рунете люди платят за видеоконтент по–прежнему очень неохотно. Работает более или менее рекламная модель. У нас примерно 30 заметных участников видеорынка в Интернете, из них два кинотеатра работают с прибылью. Еще несколько декларируют прибыль, но на них висят убытки прошлых лет.